Создание модели: шаг за шагом

 
1
 
На монтажном столе мастер раскладывает чертеж будущей модели, необходимые инструменты — стамески, рубанок, кронциркуль; материалы, из которых будет создаваться корабль — сосна, дуб, красное дерево

Прежде чем приступить к конструированию набора корпуса, моделист вырезает из твердого белого картона шаблоны обводов модели — т.н.шпангоутов. Шаблоны необходимы для более точного воспроизведения обводов корпуса. Шпангоуты выполняют ту же функцию, что и ребра в теле человека, впоследствии на шпангоуты крепится обшивка корабля.

2
 
Вырезанные из листовой фанеры шпангоуты устанавливаются на килевой раме, служащей своего рода „хребтом“ корабля. Промежутки между шпангоутами заполняются кусками дерева, чтобы придать корпусу дополнительную прочность и монолитность. Затем обводы доводятся рубанком и надфилем. Мастер переворачивает модель килем вверх и начинает установку обшивки. Каждая доска выгибается в соответствии с обводами и устанавливается при помощи клея и специальных крепежей. Впоследствии крепления снимаются, и вместо них ставят железные нагели.
3
 
Наряду с установкой обшивки на корпус корабля, проводится подготовка для крепления досок палубы. Модель устанавливается килем вниз, моделист обрабатывает соответствующие поверхности шпангоутов, на которые и будет устанавливаться палуба.

По завершении обшивки, на модель устанавливается палуба. Ее доски имеют определенною седловатость, т.е. на корме и на носу корабля палуба выше, а в середине (“в миделе“) — ниже. На палубе мастер размечает места для мачт, надстроек, люков, орудий, шлюпбалок, лебедок и других необходимых корабельных принадлежностей — как говорят моряки „дельных вещей“.

4
 
Мастер заканчивает работу над корпусом модели. Установлены надстройки, фальшборт, вдоль бортов закреплены дополнительные шпангоуты, виден руслень грот-мачты — специальная площадка, расположенная вдоль борта, на которой расположены юферсы — блоки для оттяжки крепежных тросов — вант.

Именно в таком виде корабль спускался на воду — без мачт и парусов, без стоячего и бегучего такелажа. Доводка корпуса завершена, все необходимые части и компоненты проработаны, и уже такая модель представляет из себя самостоятельное произведение искусства. Однако для более детального воспроизведения прототипа мастер продолжает работу над моделью.

5
 

 

Кормовая оконечность корабля — так называемая „транцевая“ корма. Виден украшенный искусной резьбой пояс конструктивной ватерлинии, также резьбой украшена окантовка румпельного отверстия — гельмпорта. Рулевое перо воспроизведено с максимальной точностью.

Также, как и на прототипе, доски руля подогнаны друг к другу и скреплены железными скобами, которые посажены на петли кормовой оконечности — ахтерштевня. В верхней надстройке вырезаны два окна — согласно морской традиции, там помещалась кают-компания.

6
 
На модель устанавливаются колонны мачт. Первая от носа всегда называется фок-мачта, следующая за ней — грот-мачта. Они являются основой всей системы парусного движителя корабля.

Оконечности мачт венчает маленький круглый шарик — т.н. клотик. Он служит своеобразным блоком для проводки снастей бегучего такелажа. Моряки говорят „от киля до клотика“, имея в виду весь корабль целиком.

7
 
Мастер работает над палубным оснащением корабля. Уже установлены все три мачты, часть стоячего такелажа — снасти, служащие для крепления мачт, видна часть бегучего такелажа — канаты, предназначенные для подъема рей, парусов, флагов, корабельного оборудования. Рядом на монтажном столе лежит шлюпка, готовая для установки на палубу.
8
 
Вид центральной части палубы (шкафута) перед установкой шлюпки . Видна часть бруса, идущего поверх фальшборта, т.н. планширя. Доски палубы тщательно подогнаны друг к другу, стыки проконопачены согласно старинной корабельной технологии. Все деревянные конструкции обработаны специальным составом, делающим их устойчивыми к гниению и придающим „старинный“ вид.
9
 
Доводка стамеской специальных гнезд для установки палубных бочек. Шлюпбалки вырезаются вручную и в точности повторяют обводы подводной части шлюпки. На палубе под носовой надстройкой уже смонтирована лебедка для подъема якоря (шпиль), видна установленная грот-мачта и центральный люк. Рядом с ним находится помпа для откачки трюмной воды.
10
 
Необходимые элементы оснащения корабля — в соответствии с оборудованием прототипа на модели устанавливаются: якоря, которые выковываются вручную и проходят обязательный процесс окисления металлической части для придания „старинного“ вида.

На корабельном канате устанавливается оплетенный бакен — деревянный поплавок, показывающий место зацепа якоря за грунт. Старинные пушки и кулеврины вытачиваются и снабжаются деревянными лафетами. Шлюпки, бочки и ведра также оснащаются всеми необходимыми атрибутами для полного историко-технического соответствия

11
 
На палубе завершен монтаж основных элементов. Видна шлюпка, установленная на шлюпбалках правого борта, две бочки на левом борту. Перед шпилем в палубе просверлены два отверстия для проводки якорных канатов.
12
 
Взгляд на корму — мастер продолжает работу над моделью. Проводится обработка палубы в районе шканцев — специальной надстройки, на которой обычно строилась каюта капитана.

Видна балюстрада шканцев и часть грот-мачты, схваченной веревочными бугелями. Это сделано для предотвращения разбухания мачтовой колонны.

13
 
Обшивка левого борта — идет монтаж специальных железных креплений русленя грот-мачты. Для этого моделист аккуратно прибивает мелкими гвоздиками — нагелями — крепления к борту, другой конец заводится непосредственно на руслень.

Каждый нагель выкован и обработан вручную, включая четырехгранную обработку шляпки. Как и все железные части корабля, нагели проходят процесс искусственного „старения“.

14
 
Так создаются канаты — терпеливо, виток за витком мастер сплетает нити различного сечения, цвета и качества. Корабельные тросы различались диаметром, назначением и обработкой. Весь стоячий такелаж был черного цвета, бегучий — темно-коричневого. Снасти на корабле тировались — натирались специальным составом против гниения.
15
 
Проводка снастей бегучего такелажа бизань-мачты. Тщательно и скрупулезно идет проводка каждого каната сквозь шкивы блоков в полном соответствии со старинными чертежами и технологиями кораблестроения.
16
 
Вид готовой носовой части корабля. На переднем плане бушприт — рангоутное дерево, закрепленное прямо впереди надстройки. На бушприте укреплен блинда-рей с пришнурованном к нему парусом — блиндом. „Блинд“ означает „слепой“ — моряки называли этот парус так потому, что он закрывал обзор рулевому (кормчему) и делал его зависимым от впередсмотрящего.
17
 
Мастер устанавливает оснастку бушприта. Проводятся снасти, пропускаются канаты в специальные блоки. Виден установленный парус на фок-мачте, специально подобранный для лучшей проводки. Все блоки и шкивы на модели устанавливаются такие же, что и на прототип — изготовленные по старинным чертежам и проработкам.
18
 
Вид с носа левого борта. Изготовлены и установлены все основные и дополнительные элементы корабля. Снасти и паруса развернуты в походном положении. На фальшборте баковой надстройки установлен развернутый фальконет — небольшое мелкокалиберное орудие, предназначенное для уничтожения живой силы противника.
19
 
Разводка бегучего такелажа фок-мачты. Все многообразие снастей, управляющих парусом, разворачивающих рей, крепящих мачту, воспроизводит моделист. На палубе закончена сборка всех дельных вещей корабля.
20
 
Показано плетение веревочных лестниц — вант. Нужно отметить, что данная операция осуществляется в строгом соответствии со старинными традициями кораблестроения — выбленки привязываются к вантам специальным узлом. Параллельно проводится окончательная проводка снастей паруса.
21
 
Крепление шкотового конца паруса. Шкот — снасть бегучего такелажа, идущая от нижних углов паруса и выходящая на палубу. Управление шкотами позволяет регулировать скорость корабля.
22
 

 

Парус большого грота приподнят, для того, чтобы зритель смог насладиться картиной центральной части корабельной палубы. Нельзя не отметить скрупулезность и тщательность проработки деталей и узлов. На правом борту баковой надстройки закреплен якорь.
23
 
Проводка снастей бизань-гика — рангоутного дерева, на котором поднимается латинский парус. Эти снасти позволяют разворачивать гик в продольной плоскости, что позволяет менять площадь самого паруса, контролируя тем самым скорость судна.
24
 

 

Работа над кормовой частью полностью завершена. Закреплены мачты, проведены тросы и снасти, поставлены паруса таким образом, чтобы зритель мог рассмотреть все удивительное многообразие корабельных деталей. Все они, собранные вместе трудом и стараниями мастеров — судомоделистов позволяют нам еще раз окунуться в романтику ушедшей эпохи Паруса.

shipmodellersguild.ru

Hosted by uCoz