1
|
 |
|
На монтажном столе мастер
раскладывает чертеж будущей модели, необходимые инструменты —
стамески, рубанок, кронциркуль; материалы, из которых будет
создаваться корабль — сосна, дуб, красное дерево Прежде чем
приступить к конструированию набора корпуса, моделист вырезает
из твердого белого картона шаблоны обводов модели —
т.н.шпангоутов. Шаблоны необходимы для более точного
воспроизведения обводов корпуса. Шпангоуты выполняют ту же
функцию, что и ребра в теле человека, впоследствии на шпангоуты
крепится обшивка корабля. |
2
|
 |
|
Вырезанные из листовой фанеры
шпангоуты устанавливаются на килевой раме, служащей своего рода
„хребтом“ корабля. Промежутки между шпангоутами заполняются
кусками дерева, чтобы придать корпусу дополнительную прочность и
монолитность. Затем обводы доводятся рубанком и надфилем. Мастер
переворачивает модель килем вверх и начинает установку обшивки.
Каждая доска выгибается в соответствии с обводами и
устанавливается при помощи клея и специальных крепежей.
Впоследствии крепления снимаются, и вместо них ставят железные
нагели. |
3
|
 |
|
Наряду с установкой обшивки на
корпус корабля, проводится подготовка для крепления досок
палубы. Модель устанавливается килем вниз, моделист обрабатывает
соответствующие поверхности шпангоутов, на которые и будет
устанавливаться палуба. По завершении обшивки, на модель
устанавливается палуба. Ее доски имеют определенною седловатость,
т.е. на корме и на носу корабля палуба выше, а в середине (“в
миделе“) — ниже. На палубе мастер размечает места для мачт,
надстроек, люков, орудий, шлюпбалок, лебедок и других
необходимых корабельных принадлежностей — как говорят моряки
„дельных вещей“. |
4
|
 |
|
Мастер заканчивает работу над
корпусом модели. Установлены надстройки, фальшборт, вдоль бортов
закреплены дополнительные шпангоуты, виден руслень
грот-мачты — специальная площадка, расположенная вдоль
борта, на которой расположены юферсы — блоки для оттяжки
крепежных тросов — вант. Именно в таком виде корабль спускался
на воду — без мачт и парусов, без стоячего и бегучего такелажа.
Доводка корпуса завершена, все необходимые части и компоненты
проработаны, и уже такая модель представляет из себя
самостоятельное произведение искусства. Однако для более
детального воспроизведения прототипа мастер продолжает работу
над моделью. |
5
|
 |
|
Кормовая оконечность корабля —
так называемая „транцевая“ корма. Виден украшенный искусной
резьбой пояс конструктивной ватерлинии, также резьбой украшена
окантовка румпельного отверстия — гельмпорта. Рулевое перо
воспроизведено с максимальной точностью. Также, как и на
прототипе, доски руля подогнаны друг к другу и скреплены
железными скобами, которые посажены на петли кормовой
оконечности — ахтерштевня. В верхней надстройке вырезаны два
окна — согласно морской традиции, там помещалась
кают-компания. |
6
|
 |
|
На модель устанавливаются
колонны мачт. Первая от носа всегда называется фок-мачта,
следующая за ней — грот-мачта. Они являются основой
всей системы парусного движителя корабля. Оконечности мачт
венчает маленький круглый шарик — т.н. клотик. Он служит
своеобразным блоком для проводки снастей бегучего такелажа.
Моряки говорят „от киля до клотика“, имея в виду весь корабль
целиком. |
7
|
 |
|
Мастер работает над палубным
оснащением корабля. Уже установлены все три мачты, часть
стоячего такелажа — снасти, служащие для крепления мачт, видна
часть бегучего такелажа — канаты, предназначенные для подъема
рей, парусов, флагов, корабельного оборудования. Рядом на
монтажном столе лежит шлюпка, готовая для установки на палубу. |
8
|
 |
|
Вид центральной части палубы
(шкафута) перед установкой шлюпки . Видна часть бруса, идущего
поверх фальшборта, т.н. планширя. Доски палубы тщательно
подогнаны друг к другу, стыки проконопачены согласно старинной
корабельной технологии. Все деревянные конструкции обработаны
специальным составом, делающим их устойчивыми к гниению и
придающим „старинный“ вид. |
9
|
 |
|
Доводка стамеской специальных
гнезд для установки палубных бочек. Шлюпбалки вырезаются вручную
и в точности повторяют обводы подводной части шлюпки. На палубе
под носовой надстройкой уже смонтирована лебедка для подъема
якоря (шпиль), видна установленная грот-мачта и
центральный люк. Рядом с ним находится помпа для откачки трюмной
воды. |
10
|
 |
|
Необходимые элементы оснащения
корабля — в соответствии с оборудованием прототипа на модели
устанавливаются: якоря, которые выковываются вручную и проходят
обязательный процесс окисления металлической части для придания
„старинного“ вида. На корабельном канате устанавливается
оплетенный бакен — деревянный поплавок, показывающий место
зацепа якоря за грунт. Старинные пушки и кулеврины вытачиваются
и снабжаются деревянными лафетами. Шлюпки, бочки и ведра также
оснащаются всеми необходимыми атрибутами для полного
историко-технического соответствия |
11
|
 |
|
На палубе завершен монтаж
основных элементов. Видна шлюпка, установленная на шлюпбалках
правого борта, две бочки на левом борту. Перед шпилем в палубе
просверлены два отверстия для проводки якорных канатов. |
12
|
 |
|
Взгляд на корму — мастер
продолжает работу над моделью. Проводится обработка палубы в
районе шканцев — специальной надстройки, на которой обычно
строилась каюта капитана. Видна балюстрада шканцев и часть
грот-мачты, схваченной веревочными бугелями. Это
сделано для предотвращения разбухания мачтовой колонны. |
13
|
 |
|
Обшивка левого борта — идет
монтаж специальных железных креплений русленя грот-мачты.
Для этого моделист аккуратно прибивает мелкими гвоздиками —
нагелями — крепления к борту, другой конец заводится
непосредственно на руслень. Каждый нагель выкован и обработан
вручную, включая четырехгранную обработку шляпки. Как и все
железные части корабля, нагели проходят процесс искусственного
„старения“. |
14
|
 |
|
Так создаются канаты —
терпеливо, виток за витком мастер сплетает нити различного
сечения, цвета и качества. Корабельные тросы различались
диаметром, назначением и обработкой. Весь стоячий такелаж был
черного цвета, бегучий — темно-коричневого. Снасти
на корабле тировались — натирались специальным составом против
гниения. |
15
|
 |
|
Проводка снастей бегучего
такелажа бизань-мачты. Тщательно и скрупулезно идет
проводка каждого каната сквозь шкивы блоков в полном
соответствии со старинными чертежами и технологиями
кораблестроения. |
16
|
 |
|
Вид готовой носовой части
корабля. На переднем плане бушприт — рангоутное дерево,
закрепленное прямо впереди надстройки. На бушприте укреплен
блинда-рей с пришнурованном к нему парусом —
блиндом. „Блинд“ означает „слепой“ — моряки называли этот парус
так потому, что он закрывал обзор рулевому (кормчему) и делал
его зависимым от впередсмотрящего. |
17
|
 |
|
Мастер устанавливает оснастку
бушприта. Проводятся снасти, пропускаются канаты в специальные
блоки. Виден установленный парус на фок-мачте,
специально подобранный для лучшей проводки. Все блоки и шкивы на
модели устанавливаются такие же, что и на прототип —
изготовленные по старинным чертежам и проработкам. |
18
|
 |
|
Вид с носа левого борта.
Изготовлены и установлены все основные и дополнительные элементы
корабля. Снасти и паруса развернуты в походном положении. На
фальшборте баковой надстройки установлен развернутый фальконет —
небольшое мелкокалиберное орудие, предназначенное для
уничтожения живой силы противника. |
19
|
 |
|
Разводка бегучего такелажа
фок-мачты. Все многообразие снастей, управляющих
парусом, разворачивающих рей, крепящих мачту, воспроизводит
моделист. На палубе закончена сборка всех дельных вещей корабля. |
20
|
 |
|
Показано плетение веревочных
лестниц — вант. Нужно отметить, что данная операция
осуществляется в строгом соответствии со старинными традициями
кораблестроения — выбленки привязываются к вантам специальным
узлом. Параллельно проводится окончательная проводка снастей
паруса. |
21
|
 |
|
Крепление шкотового конца
паруса. Шкот — снасть бегучего такелажа, идущая от нижних углов
паруса и выходящая на палубу. Управление шкотами позволяет
регулировать скорость корабля. |
22
|
 |
|
Парус большого грота
приподнят, для того, чтобы зритель смог насладиться картиной
центральной части корабельной палубы. Нельзя не отметить
скрупулезность и тщательность проработки деталей и узлов. На
правом борту баковой надстройки закреплен якорь. |
23
|
 |
|
Проводка снастей
бизань-гика — рангоутного дерева, на котором поднимается
латинский парус. Эти снасти позволяют разворачивать гик в
продольной плоскости, что позволяет менять площадь самого
паруса, контролируя тем самым скорость судна. |
24
|
 |
|
Работа над кормовой частью
полностью завершена. Закреплены мачты, проведены тросы и снасти,
поставлены паруса таким образом, чтобы зритель мог рассмотреть
все удивительное многообразие корабельных деталей. Все они,
собранные вместе трудом и стараниями мастеров — судомоделистов
позволяют нам еще раз окунуться в романтику ушедшей эпохи
Паруса. |