Первоначально словом «битенги» обозначали толстые деревянные
стойки, проходившие для прочности через две палубы, обычно по две, с массивной
поперечиной. Они располагались непосредственно перед фок и грот-мачтами и
назывались гардель-битенгами. Гарделем, в свою очередь, назывались тали, с
помощью которых в XVIII в. до изобретения бейфута поднимали и удерживали нижние
реи. Конец с гардель-блока проходил через вертикальный шкив на битенге (с каждой
стороны) и обносился вокруг его верхушки. В каждом битенге находилось по три
шкива: один - для гарделя, другой для марса-шкота и третий - для гитова. После
отказа от гарделей битенги стали называть марса-шкотовыми.
Фор-марса-шкотовые битенги применяли также для уменьшения натяжения якорного
троса, обнося его несколько раз вокруг конца краспицы битенга. Когда появилась
якорная цепь, трос присоединяли к ней, а затем обносили вокруг битенг-краспицы.
В этом случае битенги подкрепляли у палубы прочными деревянными или железными
кницами.
Битенг-краспица использовалась как кафель-планка и имела отверстия для
кафель-нагелей. Раньше кафель-планки устанавливали только на бортах судов, а
позже стали ставить у мачт и подкреплять снизу стойками. На некоторых клиперах
шкивы марса-шкотов еще сохранились, тогда как на других на мачте располагали
рымы с направляющими блоками и снасти крепились кафель-нагелями к мачтовому
кафель-бугелю. Еще до создания чайных клиперов на некоторых судах ставили
дополнительные релинги с кафель-планками перпендикулярно битенг-краспице. Между
этими релингами устанавливали вертлюжные блоки для снастей бегучего такелажа,
которые крепили к фальшборту. В этом случае фальшборт был выше, чем обычно -
около 1,2 м. На баке в леджесах часто устанавливали небольшие кафель-планки для
крепления некоторых снастей бегучего такелажа передних парусов.
На релингах грот-мачты могли располагаться втулки трюмной помпы, которая обычно
находилась внутри релингов; иногда у помпы была своя станина. В некоторых
случаях маховик помпы имел изогнутые спицы это делали не только для красоты, но
и потому, что при отливке маховика прямые спицы при охлаждении сокращались
быстрее, чем массивный обод, что приводило к образованию трещин. Трубы помпы
располагали в трюме по обе стороны кильсона, а рядом с ними цистерны пресной
воды. Для доступа к ним за помпой находился небольшой люк, выгороженный
деревянной шахтой. Вместо крышки сверху люка устанавливали иногда съемный
палубный вентилятор. На небольших клиперах трюм предпочитали не загромождать, и
цистерны пресной воды устанавливали под палубой юта. В этом случае трубопровод
насоса размещали рядом со сточным трубопроводом буфета кают-компании.
На палубе американских судов размещали деревянные швартовные битенги. В носовой
и кормовой частях имелось по два таких битенга, которые проходили через две
палубы. На английских судах швартовные битенги делали из полых отливок, а их
опорные плиты крепили болтами к палубе. Эти битенги называли швартовными
кнехтами: на них навинчивали полукруглые крышки, которые использовались как
палубные вентиляторы. Старинные битенги под кафель-планками в некоторых случаях
устанавливали в литые башмаки и называли тумбами.
Кафель планка и битенги у мачты:
а - кафель-планка грот-мачты;
б - битенги и кафель-планки фок-мачты: 1 - штагюферс грота-стень-штага;2 -
штаг-юфepc грота-штага; 3 - сдвоенный грота-штаг;
в - варианты расположения кафель-планок: 1, 7 - фок- или грот-мачты; 2 -
вентилятор; 3, 6 - помпы; 4, 5 - грот-мачты;
г - битинги и кафель-планки грот-мaчты: 1 - маховик помпы (помпа не показана); 2
- медная оковка; 3 - тиковые планки вокруг мачты;
д - кафель-планка фок-мачты: 1 - сдвоенный грот-штаг; 2 - сдвоенный
грота-стень-штаг;3 - штаг-обухи на железных плитах ; 4 - кафель-стойки в
железных подпятниках.
Тумбы иногда несколько разворачивали относительно
диаметральной плоскости, если в них находились шкив-гаты со шкивами, и тогда
кафель-планка была слегка изогнутой. Это делалось для того, чтобы матрос,
работавший со снастью, которая шла на шкив, не задевал ею за брашпиль или за
угол рубки.
На американских судах с каждой стороны юта примерно на одной линии со штурвалом
часто устанавливали по битенгу для крепления бизань-штоков или швартовов. Такой
битенг имел медную или деревянную краспицу. Хотя битенги на большинстве
американских судов были изготовлены из дерева, есть данные, что на некоторых
судах использовались и металлические кнехты.
Снасти бегучего такелажа крепили к бортам судна различными способами. Самым
распространенным была установка более широкого, чем обычно, планширя, в которой
вставлялись кафель-нагели. Сверху планширя в этом случае находился релинг с
планширем. Если он отсутствовал (как на небольших английских клиперах),
кафель-планку крепили к стойкам фальшборта ниже уровня планширя. На
гладкопалубных судах кафель-планки шли непрерывно почти вдоль всего борта. На
судах с поднятым квартердеком или палубой юта бегучий такелаж бизань-мачты
располагали на отдельной кафель-планке, установленной на деревянных или
металлических стойках внутри ограждения юта, или само ограждение юта выполняли
массивным и в него вставлялись кафель-нагели. У бизань-мачты некоторых
американских гладкопалубных судов также были небольшие кафель-планки.
Другой способ крепления бегучего такелажа заключался в том, что прочную
деревянною или железную кафель-планку ставили на бизань-ванты сразу над
юферсами. Благодаря толщине планок и наличию на их внешней поверхности канавок,
ванты не перекашивались при, натяжении снастей.
На английских железных судах два битенга, расположенные перед фок-мачтой,
изготовляли иногда в виде толстых вентиляционных труб, к рамам которых крепили и
грота-штата. На американских судах грота- штаги крепили часто к краспицам
фок-мачтовых битенгов с помощью юферсов и талрепов либо прямо привязывали к
битенгам. До этого, когда фок-мачта была расположена ближе к носу судна,
грота-штаг крепили к брашпильному кнехту, предварительно заведя его на утку
сбоку от фок-мачты для того, чтобы он шел ближе к палубе и не задевал за нижнюю
шкаторину фока.
www.shipmodeling.ru